Контакты

220030,Республика Беларусь, 

г. Минск, ул. Советская, 18, корп.1 (8-й этаж)

Факультет доуниверситетской подготовки:

douniver_fac@bspu.by

Деканат:

тел.  +375 (17) 327-82-61; 1 корп., 8 этаж, каб. 84.

dekanat@tut.by

Подготовительные курсы:

тел. +375 (17) 327-89-30; 1 корп., 8 этаж, каб. 81.

ctkursy@mail.ru

 

События
К 100-летию БГПУ

История факультета доуниверситетской подготовки начинается с открытия в 1971 году подготовительного отделения, которое было организовано в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров  от 20  августа 1969г.   с целью  повышения  уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, а также создания необходимых условий к поступлению в высшие учебные учреждения. Первым его руководителем стал В.А.Бондарь, затем  А.Н.Наливайко (1974г.), А.И.Смолик (1979г.), П.И. Кибалко (1993г.), С.Ф. Гагарина (1998г.), В.Л. Цыбовский (2004г.). С 2006г. факультет возглавляет доцент, кандидат педагогических наук С.В.Яковенко.

Непосредственной датой создания факультета следует считать 9 октября 1989 года, когда решением Ученого совета МГПИ имени Максима Горького  от 28 сентября подготовительное отделение стало официально называться факультетом доинститутской подготовки (тогда первым в республике и вторым в Советском Союзе после Бауманского училища). 

Открытие факультета повлекло необходимость создания специальной кафедры, которая должна была организовать учебный процесс на всех формах обучения: дневном подготовительном отделении, очно-заочных подготовительных курсах, педагогических классах, очно-заочной школе юного педагога. С этой целью 1 декабря 1989 г. была создана кафедра педагогики и методики доинститутсой подготовки и профессиональной ориентации молодежи. Первым заведующим кафедрой по конкурсу был избран кандидат педагогических наук, доцент П.И.Кибалко, затем    кафедрой заведовали: Н.В.Гвоздович (1993 – 1995гг.), С.Ф.Гагарина (1995 – 1998 гг.),  С.В.Яковенко (1998  – по настоящее время).

Начальный период работы кафедры явился этапом становления, формирования преподавательского состава, выработки концепции и общей стратегии работы кафедры по довузовской подготовке молодежи. Необходимо было разработать новые педагогические положения о системе довузовской подготовки о педагогических классах, опробовать эти положения через практическую реализацию. Кафедра педагогики и методики довузовской подготовки явилась первооткрывателем всех этих направлений в системе образования Белоруссии.

Определяя тематику научной работы на первоначальном этапе, кафедра исходила из гипотезы о том, что ранняя ориентация школьников на педагогическую профессию, долговременная довузовская подготовка, взаимосвязанные действия педагогических институтов, органов народного образования и школ позволят привлечь на педагогические специальности наиболее подготовленных к педагогической деятельности учащихся.

Для экспериментальной проверки методики, обеспечивающей ориентацию молодежи на профессию учителя, уже к 1991 году были созданы и функционировали 40 педагогических классов в 23 школах Минской, Брестской областей и города Минска. Отбор в 10-е педагогические классы осуществлялся с помощью разработанных на кафедре психолого-педагогических диагностических методов. Для решения проблем непрерывной ориентации учащихся на педагогические профессии были созданы два филиала кафедры на базе СШ № 38 г. Минска и СШ № 2 г.Крупки.

В 1991 году кафедрой впервые был разработан учебный план для педагогических классов. Этот план был утвержден Министерством народного образования. В этот период времени на кафедре начинают работать постоянно-действующие семинары для учителей, работающих в педагогических классах. Впервые в практике учебных заведений Республики Беларусь кафедрой была разработана и апробирована методика проведения совмещенных выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз. Совмещенные экзамены доказали свою состоятельность и способствовали отбору для поступления в вуз наиболее подготовленных учащихся.

Руководство факультета, кафедры постоянно уделяло внимание расширению штата кафедры, привлечению в учебный процесс преподавателей со степенями и званиями, имеющими опыт работы в школе. Если на момент образования кафедры в штате насчитывалось всего 7 педагогов, то в  настоящее время  на кафедре работает 34 преподавателя..

В структуре факультета функционируют подготовительное отделение для белорусских и  для иностранных граждан, классы интегрированного обучения, центр дистанционного образования и профессиональной ориентации, а так же группа адаптации инвалидов.

Вся система доуниверситетской подготовки только за  один учебный год готовит к поступлению в ВУЗ около 3000 человек. Например, в 2007/2008 учебном году проходили  подготовку в классах интегрированного обучения  759 человек, на подготовительном отделении – 142, в центре дистанционного образования и профориентации – 1954.

В структуру учебного плана факультета входят три основных цикла: базовый, специальный и профориентационный. Такая целенаправленная установка помогает учащимся овладевать теми необходимыми знаниями, благодаря которым они  становятся студентами.

Факультет доуниверситетской подготовки гордится своими выпускниками, которые после окончания университета остались в нем работать и достигли высокого уровня профессиональной деятельности. Это С.И.Коптева – проректор по учебной, воспитательной и социальной работе, М.А.Паздников – декан музыкально-педагогического факультета, Н.М.Забавский – декан исторического факультета, В.С.Путик – декан факультета переподготовки специалистов образования, И.И.Богданович – заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории, А.В.Хандогий – заведующий кафедрой зоологии, В.Я.Новогродский – начальник учебно-издательского центра, В.А.Пилецкий – кандидат исторических наук. Таким образом жизнь доказала эффективность обучения абитуриентов через систему доуниверситетской подготовки.

Значительно активизировалась воспитательная деятельность коллектива с назначением в 1993 году на должность заместителя декана по воспитательной работе В.Г.Докучиц. Преподаватели факультета активно участвуют в воспитательной работе со слушателями, обеспечивают психолого-педагогическую направленность всех воспитательных мероприятий, их соответствие требованиям педагогики, прививая  слушателям основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции. Проводятся мероприятия по формированию у слушателей уважения и преданности своему государству, разъяснению конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Республики Беларусь, формированию приверженности государственной идеологии. Важная роль в воспитательном процессе отводится куратору академической группы. Большое внимание уделяется  настенной печати; налажена обратная связь с родителями слушателей; постоянно контролируются условия проживания слушателей в общежитии, проводятся встречи с представителями правоохранительных органов.

Слушатели факультета – посетители Национального академического театра имени Я. Купалы, филармонии, музеев Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича. Излюбленными маршрутами стали экскурсии в Мир, Несвиж, Полоцк, на культурно-исторический комплекс «Линия Сталина». Все это содействует  формированию у слушателей культуры взаимоотношений, нравственных ценностей, здорового микроклимата в отношениях между преподавателями и учащимися.

В соответствии  с поручением Совета Министров Республики Беларусь и решением  коллегии Министерства образования Республики Беларусь в 1993 году создана и работает группа адаптации инвалидов. За время ее существования (1993 – 2008) полный курс подготовки прошли 90 человек. Большинство из них – 72 человека – стали студентами различных учебных заведений: БГПУ, БГУ, БГЭУ, БГУК и др.

Атмосфера целостного учебно-воспитательного процесса на факультете создает благоприятные условия для включения этой категории  слушателей в процесс взаимоотношений, здесь они учатся жить и работать в коллективе, находить близких людей, которым можно довериться и на которых можно надеятся.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Одним из структурных  подразделений факультета выступают педагогические классы. Все начиналось со «Школ юных», которые  курировали проректоры по учебной работе доценты Л.П.Подгайский, А.А.Гримать, М.А.Лазарук. Непосредственным организатором и руководителем  была  кандидат педагогических наук Т.Л.Трухан.

В 1989 году было принято решение о создании педагогических классов с целью привлечения в ВУЗ способных учащихся старших классов. С подобным предложением выступили также директора средних школ В.В.Рыжих (г.Столбцы), и Д.Д.Карань (г.Крупки). На заседании Совета факультета были выработаны положение и организационные требования к созданию педагогических классов. Поддержали идею и создали первые педагогические классы  средние школы городов Жодино, Березино, Логойск, Греск, Турец-Бояры. До 1991 года педклассы были организованы в 23 школах  15 районов Минской области в  них учились 836 учащихся.

В 1991 году кафедрой впервые разработан учебный план для педагогических классов, утвержденный Министерством образования. Была разработана и опробована методика проведения выпускных экзаменов в школе, которые одновременно рассматривались как вступительные  в ВУЗ. В это же время учащиеся педагогических классов, которые поступали на платное обучение или на  целевые места, сдавали совмещенные экзамены.

В связи с реформой средней школы, изменениями правил приема в ВУЗы в 2008 году педагогические классы были переименованы в классы интегрированного обучения. В настоящее время классы интегрированного обучения работают в 40 школах  г.Минска, Брестской, Гродненской и  Минской областях.

Обучение в классах интегрированного обучения проводится по очно-заочной форме в течение двух лет. Для учащихся организуются установочные сессии. Лекции читают преподаватели кафедры методики преподавания интегрированных школьных курсов и преподаватели специальных кафедр университета. Контроль знаний проводится в несколько приемов: контрольная работа в школе, контрольный срез в университете, переводные экзамены в 11-й класс. Такая организация работы значительно повышает качество знаний школьников.

Благодаря специальному учету и управлению профессиональными намерениями старшеклассников, дифференциации обучения, стало возможным корректировать знания учеников, содержание учебных дисциплин, появилась возможность связать школьную программу с программой для поступающих в ВУЗ.

Знание особенностей учебного процесса в профильных классах, большой запас терпения, профессионализм характеризуют многих руководителей школ, в которых есть классы интегрированного обучения.

На факультете налажены прочные отношения с учителями, которые работают  в классах интегрированного обучения. С целью достижения единства в обучении организуются семинары для учителей этой категории. Три раза в год около 150 учителей-предметников повышают профессиональное образование на факультете доуниверситетской подготовки.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Значительная работа по подготовке абитуриентов к поступлению в университет проводится в центре дистанционного образования и профессиональной ориентации  на подготовительных курсах.

Подготовительные курсы были организованы в 1961 году в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами». Постановление обязывало довести прием студентов в педагогические учебные заведения до такого уровня, который соответствовал бы настоящей потребности школ в учителях и воспитателях; рекомендовало зачислять в педагогические институты больше сельской молодежи. В помощь абитуриентам, имеющим трудовой стаж или демобилизованным из армии, были открыты вечерние подготовительные курсы, на которые зачислялось 200 – 270 человек ежегодно.

С 1963г. начали действовать заочные подготовительные курсы с ежегодным набором 100 человек. Заведующими подготовительным курсов были А.А.Василевский, Л.И.Попов, С.А.Королев, Г.А.Загусто. Занятия проводились на базе библиотечного факультета на улице Кирова.

С 1976г. вводятся кратковременные подготовительные курсы, которые работали непосредственно перед вступительными экзаменами и давали возможность слушателям за 10 – 12 дней ознакомиться с требованиями и программами по предметам вступительных экзаменов, получить необходимые консультации, оценить свои возможности и сделать окончательный выбор.

С 1989г. подготовительные курсы стали структурным подразделением факультета.

В 1990г. была введена должность директора подготовительных курсов, сформировался постоянный штат сотрудников, расширилась материально-техническая база, усовершенствовался учебно-воспитательный процесс, стали регулярно издаваться учебно-методические пособия  для слушателей курсов. В свое время подготовительные курсы возглавляли М.В.Крышталь, Л.В.Кравченя, а  с 1993 года руководит ими В.Г.Докучиц.

 В 2005г. изменились формы проведения вступительных экзаменов в вузы Республики Беларусь. На подготовительных курсах произошло расширение видов платных образовательных услуг для различных категорий учащихся: организована подготовка абитуриентов к сдаче централизованного тестирования с различными сроками обучения (8, 7, 6, 3, 4 месяца, 2 недели); компьютерное тестирование по различным учебным программам и основам выбора профессии;  обучение учащихся 9-х и 11-х классов по подготовке к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с изменением условий деятельности подготовительные курсы были преобразованы в центр дистанционного образования и профессиональной ориентации молодежи.

         Структура Центра включает в себя подготовительные курсы различных сроков обучения:

  • дневные подготовительные курсы по подготовке к централизованному тестированию продолжительностью 8 месяцев. Занятия проводятся с октября по май, еженедельно по 5 академических часов. Методы проведения занятий классические – лекция, практические занятия, домашние задания и т.п. Особенность этих курсов в том, что согласно учебному плану из 200 часов 40 отводится на проверку контрольных работ, задания в которых приближены к заданиям в тестах централизованного тестирования. Это самые популярные курсы среди учащихся 11-х классов средней школы;
  •  дневные подготовительные курсы по подготовке к централизованному тестированию продолжительностью 3,5 месяца – с января по апрель, занятия проводятся еженедельно  по 4 академических часа. Обучение на данных курсах проводится по  интенсивным программам и рассчитано на более подготовленных слушателей;
  • вечерние подготовительные курсы продолжительностью 6 месяцев проводятся с ноября по май один раз в неделю по 4 академических часа. Курсы предусмотрены, в первую очередь, для работающей молодежи. Учебный процесс на  вечерних подготовительных курсах организован по периодам, по окончании которых проводится промежуточная контрольная работа, а в конце обучения – итоговая;
  • краткосрочные  подготовительные курсы проводятся в четыре этапа по две недели каждый с мая по июль. Основными методами обучения в процессе такой подготовки являются информационно-сообщающие методы, направленные в основном на ликвидацию у слушателей «пробелов»  в усвоении школьного учебного материала, систематизацию ранее полученных знаний, «натаскивание» абитуриентов на решение тестовых заданий;
  • заочные подготовительные курсы продолжительностью 7 месяцев проводятся с октября по апрель. Два раза в год в октябре (2 дня) и в марте (5дней) для слушателей заочных подготовительных курсов организуются сессии. Основу заочной подготовки составляют 18 контрольных работ по трем предметам. Основной целью заочных подготовительных курсов является выявление талантливой молодежи в «глубинке», поиск абитуриентов и ориентация их  на педагогическую профессию. Система заочных подготовительных курсов ориентирована на оказание помощи слушателям в процессе самостоятельной подготовки к сдаче централизованного тестирования и вступительных экзаменов. Процесс заочного обучения является оптимальным в условиях сельской местности.
  • курсы выходного дня продолжительностью 8 месяцев были открыты в 2008 году  для жителей сельской местности.
  •  с целью привлечения абитуриентов на физический, музыкально-педагогический факультеты, факультет естествознания, народной культуры   организовано обучение слушателей курсов в малокомплектных группах, в первую очередь, по предметам: музыка, рисунок, география, физика, белорусская, русская литература и др.

Многие преподаватели университета работали и работают на подготовительных курсах. Ежегодно на подготовительных курсах готовятся к поступлению в вузы и средние учебные заведения около 2000 человек. Более 50% студентов нашего университета являются их выпускниками.

Организацию учебно-воспитательного процесса на факультете осуществляет кафедра методики преподавания интегрированных школьных курсов, которая получила такое название в 1994 году, что наиболее удачно отражает содержание ее работы.

Важным результатом работы кафедры явилось проведение в ноябре 1992 года Республиканской научно-методической конференции «Совершенствование форм и методов профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи». В работе конференции участвовали известные ученые, ведущие методисты и учителя из Белоруссии, России, Украины, Литвы, и Польши. Решения, принятые конференцией, определили новые направления в работе кафедры.

Характерной особенностью работы кафедры в 1993 году явился переход преподавания общешкольных предметов на белорусский язык. Постановлением Совета факультета довузовской подготовки для преподавателей кафедры были созданы курсы по изучению белорусского языка и литературы. Руководили курсами Соломевич Е.В., Куриленко Г.Н. Следует отметить, что и в настоящее время преподавание на кафедре, документация факультета ведется на белорусском языке.

С целью подготовки наиболее способных слушателей дневного подготовительного отделения по специальности «Белорусский язык и литература» была создана экспериментальная группа для поступления на второй курс факультета белорусской филологии. Слушатели этой группы успешно выдержали эксперимент и сразу поступили на 2-ой курс университета.

Для улучшения методической работы (прежде всего издания научно-методической литературы) на кафедре были организованы 2 секции: гуманитарных и естественных наук (Калашникова А.Ф., Яковенко С.В.). Для материально-технического и методического обеспечения учебных занятий на кафедре создается методический кабинет. В настоящее время в методическом кабинете (заведующая кабинетом Ермак М.Ю.) собраны необходимые методические пособия и учебная литература по общеобразовательным предметам, создана аудио- и видеотека для занятий по иностранным языкам,  кабинет является центром самостоятельной подготовки учащихся.

Одним из главных направлений работы кафедры становится подготовка слушателей факультета к переходу на вузовские формы и методы обучения. В учебные планы преподавателей в качестве учебной нагрузки вводятся коллоквиумы, контролируемая индивидуальная и самостоятельная работа студентов, зачеты и лабораторные работы. Для улучшения подготовки слушателей факультета по письменному экзамену  по языку и литературе доцент Бобринева Л.И. разрабатывает новый курс «Мировая литература» (время показало его действенность).

В 1993 году впервые был осуществлен набор слушателей в группу адаптации  инвалидов  (20 человек). Финансирование этой группы Министерством финансов позволило взять на работу новых преподавателей кафедры (Калашникову А.Ф. и  Хорешко С.Н.).

Начало 90-х годов характеризовалось большими изменениями, происходящими в обществе. Создавались суверенные государства, наметился переход к рыночным отношениям, смена приоритетов в воспитании, образовании. Все это требовало создания новой концепции профессиональной ориентации. В 1994 году кафедра была переименована и стала называться кафедрой методики преподавания интегрированных школьных курсов. Важным итогом на этом пути явилось проведение на базе факультета в 1994 году Республиканской  научно-методической конференции «Новые формы и методы профессиональной ориентации в довузовской подготовке молодежи на современном этапе развития общества». В принятых конференцией решениях указывалось, что основными задачами профориентационной работы являются: формирование у молодого человека установки на личную активность и самосознание, ознакомление молодежи с конъюнктурой  рынка труда, формирование умений анализа различных видов  профессиональной деятельности, формирование мотивации и психологической готовности к изменению профессии и переориентацию на новую деятельность. Одним из практических результатов конференции явилось введение в учебные планы кафедры нового курса «Основы педагогики и этика взаимоотношений». Целью его введения явилась необходимость актуализации внутренних возможностей слушателей подготовительного отделения, совершенствование их самовосприятия, самоконтроля и самоанализа. И в настоящее время курс «Основы педагогики» занимает важное место в учебном процессе кафедры. Занятия, которые проводит декан факультета Гагарина С.Ф., обобщают представления слушателей о выбранной профессии,  помогает определить свое место в будущей педагогической деятельности.

В центре внимания руководства факультета и кафедры постоянно находилось повышение эффективности учебного процесса в педагогических классах. За годы своего существования педагогические классы подтвердили свое право на существование. Из года в год учащиеся педклассов завоевывали более прочные позиции в университете. Этому способствовало постоянное совершенствование методов работы с педклассами. Так, в 1994 году, впервые была апробирована методика проведения сессии для учащихся педклассов, были проведены контрольные срезы по предметам вступительных экзаменов. Для улучшения качества подготовки и повышения уровня контроля в педагогических классах были впервые проведены переводные экзамены (практика их проведения полностью себя оправдала).

Вступление на должность заведующего кафедрой совпало с началом нового пятилетнего плана научно-исследовательской работы кафедры на 1995-2000 гг. Тема кафедрального исследования была обусловлена необходимостью обеспечения высокого качества обучения и воспитания слушателей факультета довузовской подготовки, формирования профессиональной направленности ориентации на педагогическую профессию. Основными задачами исследования рассматривалось раскрытие сущности и структуры цикла общеобразовательных дисциплин в профессиональной подготовке учащихся по разным формам обучения, разработка научно-практических рекомендаций по повышению эффективности процесса обучения на факультете довузовской подготовки. Преподаватели кафедры активно включились в работу по осуществлению плана исследования. Полученные теоретические выводы, результаты практической работы позволили организовать и провести на базе факультета три научно-методические конференции, посвященные проблемам довузовского обучения  (в 1996 году – республиканскую, в 1998, 2001 – международные). Результаты, полученные в ходе работы конференции, позволили установить, что основными направлениями повышения эффективности процесса обучения является индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, с учетом их возможностей и особенностей; создание и внедрение действенной системы контроля знаний учащихся; сочетание интересов к будущей профессии с интересом к учебным предметам.

В 1999 году в связи с переходом Кибалко П.И. на должность проректора университета по учебной работе, деканом факультета назначается Гагарина С.Ф., а заведующим кафедрой избирается Яковенко С.В.

Рубеж тысячелетий совпал с проведением реформ образовательной системы Республики Беларусь. Основными направлениями преобразований явились повышение развивающей и воспитывающих функций образования, использование инновационных методов и средств организации процесса обучения, реализация идей гуманизации содержания образования, разработка системы непрерывного образования.

Происходящие изменения всей системы обучения потребовали новых подходов и к системе довузовской подготовки. Приоритетным направлением в работе кафедры становится методическое обеспечение учебного процесса, включение в учебные планы и программы основ университетского обучения.

Преподаватели кафедры активно включились в работу по созданию учебников, учебно-методических и учебных пособий по общеобразовательным предметам. Приоритетным направлением в работе кафедры является методическое обеспечение учебного процесса. Авторами учебных пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь выступили: Н.В.Костюкович, Л.В. Ладутько –  «Сборник задач по алгебре и началам анализа» (пособие, 2000), С.В. Яковенко – «Физика» (учебное пособие, 2000), «Сборник задач по физике» (учебное пособие, 2003), «Технология решения задач по механике и молекулярной физике» (экспериментальное пособие, 2004), «Общая физика. Механика» (учебное пособие, 2008). Синтез теории и опыта работы кафедры отражен в 8 научно-методических международных и республиканских конференциях, которые проводились на базе факультета и были посвящены проблемам доуниверситетского обучения. Тема научно-исследовательской работы кафедры –  «Теория и практика создания и использования разноуровневых  обучающих комплексов для доуниверситетского этапа непрерывного педагогического образования».

В 2000 году в издательстве «Вышэйшая школа» вышло из печати учебное пособие по физике, которое было допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для слушателей факультетов довузовской подготовки высших учебных заведений. Авторы пособия (доцент Луцевич А.А., доцент Яковенко С.В.) основное внимание уделили вопросам систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся по курсу физики средней школы. Кроме того, пособие можно рассматривать и как введение в курс общей физики в высших учебных заведениях. В пособии излагаются основные структурные элементы физических знаний, общая схема решения физических задач, приведены критерии оценок на экзамене, примеры решения типовых задач по основным разделам курса физики. Научно-методическим центром учебной книги и средств обучения Министерства образования Республики Беларусь в качестве пособия для слушателей факультетов довузовской подготовки был рекомендован и вышел из печати в 2000 году сборник задач по алгебре и началам анализа (доцент Кибалко П.И., доцент Костюкович А.И., доцент Костюкович Н.В., Ладутько Л.В., Пещенко Н.К.). Сборник включает задачи, которые часто встречаются на вступительных экзаменах и которым недостаточно уделяется внимания в школьном курсе математики. Задачи в сборнике имеют различный уровень трудности, что позволяет их использовать для работы со слушателями разного уровня подготовки. От преподавателей естественно-математического цикла не отставали и гуманитарии. В соответствии с программными материалами по русскому языку, преподаватели кафедры в 2000 году выпустили 2 учебно-методических пособия: по развитию речи (доцент Бобринева Л.И., доцент Калашникова А.Ф.) и синтаксису русского языка (доцент Биченкова Т.А., доцент Бобринева Л.И., доцент Калашникова А.Ф., доцент Ковалева Е.С.). В 2001 году вышел из печати словарь-справочник «Мировая литература» (автор доцент Бобринева Л.И.). Целью его издания явилась необходимость сообщения первичных сведений о многообразии направлений в литературе, социальной и культурной значимости художественной литературы, ее воздействии на становление и развитие общества. Для более глубокого проникновения в педагогическую профессию, для оценки отношения к выбранной педагогической специальности Гагариной С.Ф. было разработано и вышло из печати учебно-методическое пособие по педагогике. В помощь выбирающему профессию учителя. Преподаватели белорусского языка и литературы (Васильева В.Л., Гаврилович Н.О., Докучиц В.Г., Калашникова А.Ф., Петрова Л.М., Соломевич Е.В., Хорешко С.Н.) выпустили учебное пособие «Практыкум па сінтаксісе беларускай мовы». Основной задачей пособия авторы считают необходимость упрочения и привидения в систему знаний учащихся по синтаксису и пунктуации белорусского языка. Пособие призвано оказать помощь учащимся не только при подготовке к диктанту, но и при написании сочинений и изложений. Вопросы истории развития белорусской литературы от древних времен и до конца 19 века нашли свое отражение в учебно-методическом пособии «Беларуская літаратура Х – ХІХ стст.» (автор Мирончик Е.И.). Дидактический материал пособия включает основные разделы школьной программы по белорусской литературе и соответствует требованиям программы для поступающих в вузы.

Таким образом, можно сказать, что на кафедре в настоящее время идет процесс создания системы учебных пособий, которые сочетают в себе школьные и университетские методы и приемы подачи учебного материала.

За последние 4 года преподавателями кафедры опубликовано 47 научных статей, 25 тезисов. Издано 10 учебников и учебных пособий (в том числе с грифом Министерства образования Республики Беларусь – 5), 15 учебно-методических пособий, 6 программ.

Преподавательский состав кафедры методики преподавания интегрированных школьных курсов с оптимизмом смотрит в будущее. Кафедра занимает достойное место в системе довузовского, непрерывного образования и ставит своей целью дальнейшее повышение эффективности процесса обучения и воспитания молодежи в довузовский период, улучшение подготовки ее к самостоятельной жизни в новых условиях развития общества. 

Тема научно-исследовательской работы кафедры – «Теория и практика создания и использования разноуровневых обучающих комплексов для доуниверситетского этапа непрерывного педагогического образования».