Контакты

220030,Республика Беларусь, 

г. Минск, ул. Советская, 18, корп.1 (8-й этаж)

Факультет доуниверситетской подготовки:

douniver_fac@bspu.by

Деканат:

тел.  +375 (17) 327-82-61; 1 корп., 8 этаж, каб. 84.

dekanat@tut.by

Подготовительные курсы:

тел. +375 (17) 327-89-30; 1 корп., 8 этаж, каб. 81.

ctkursy@mail.ru

 

События
Наша история

 История факультета

Датой создания факультета доуниверситетской подготовки следует считать 9 октября 1989 года. В приказе ректора МГПИ имени А.М.Горького было указано: на основании решения Ученого совета института от 28 сентября 1989 г. создать факультет “Довузовской подготовки и профессиональной ориентации учащейся и работающей молодежи”. В этом же приказе было определено, что основной целью факультета является обеспечение целостного процесса профессиональной ориентации и отбора юношей и девушек, имеющих склонности к педагогической деятельности и научно-педагогическому творчеству. Исполняющим обязанности декана факультета был назначен доцент Смолик А.И. (в ноябре 1989 г. Смолик А.И. был избран на должность декана Ученым советом института).

                

Открытие факультета повлекло необходимость создания кафедры, которая должна была организовать учебный процесс на всех формах обучения. К этому времени на подготовительном отделении действовали: дневное подготовительное отделение, очно-заочные подготовительные курсы, педагогичесские классы, очно-заочная школа юного педагога. Такая кафедра была создана 1 декабря 1989 г. Она получила название – кафедра педагогики и методики довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи. Первым заведующим кафедрой по конкурсу был избран кандидат педагогических наук, доцент Кибалко П.И.

Первоначальный состав кафедры включал 7 преподавателей: из них 2 доцента, 3 кандидата наук. Начальный период работы кафедры явился этапом становления, формирования преподавательского состава, выработки концепции и общей стратегии работы кафедры по довузовской подготовке молодежи. Необходимо было разработать новые педагогические положения о системе довузовской подготовки,  педагогических классах, апробировать эти положения через практическую реализацию. Кафедра педагогики и методики довузовской подготовки явилась первооткрывателем всех этих направлений в системе образования Беларуси.

     

Определяя тематику научной работы на первоначальном этапе, кафедра исходила из гипотезы о том, что ранняя ориентация школьников на педагогическую профессию, долговременная довузовская подготовка, взаимосвязанные действия педагогических институтов, органов народного образования и школ позволят привлечь на педагогические специальности наиболее подготовленных к педагогической деятельности учащихся.

Для экспериментальной проверки методики, обеспечивающей ориентацию молодежи на профессию учителя, уже к 1991 году, были созданы и функционировали 40 педагогических классов в 23 школах Минской, Брестской областей и города Минска. Отбор в 10-е педагогические классы осуществлялся с помощью разработанных на кафедре психолого-педагогических  диагностических методов. Для решения проблем непрерывной ориентации учащихся на педагогические профессии были созданы два филиала кафедры на базе  СШ № 38 г. Минска и СШ № 2 г. Крупки. 

                

В 1991 году кафедрой впервые был разработан учебный план для педагогических классов. Этот план был утвержден Министерством народного образования. В этот период времени на кафедре начинают работать постоянно-действующие  семинары для учителей, которые работают в педагогических классах. Впервые в практике учебных заведений Республики Беларусь кафедрой была разработана и апробирована методика проведения совмещенных выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз. Совмещенные экзамены доказали свою состоятельность и способствовали отбору для поступления в вуз наиболее подготовленных учащихся.

В год своего столетнего юбилея Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка возродил практику работы  педагогических классов. В настоящее время педагогические классы созданы и функционируют в 11 учреждениях общего среднего образования г. Минска (гимназия № 20, СШ № 6, СШ № 95) и Минской области (гимназия № 2 г. Солигорска, гимназия г. Логойска, Клецкая средняя школа № 3  средняя школа № 2 г.п. Смиловичи и др.) Педагогические классы дали возможность восстановить систему непрерывного педагогического образования (школа–вуз), которая предполагает возможность получения углубленного образования по отдельным предметам с учетом интересов, способностей и уровня подготовки учащихся, а также развитие интереса обучающихся к профессиональной деятельности в сфере образования.

 Одним из практических результатов по созданию такой системы явилось открытие очно-заочной педагогической гимназии. Главную свою задачу очно-заочная педагогическая гимназия определила как, повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся г. Минска и Минской области, их более качественную подготовку для продолжения образования в БГПУ на первой ступени высшего образования.

К основным направлениям деятельности гимназии можно отнести следующие:

– профориентация учащихся на педагогические специальности;

– обеспечение развития социально-значимых компетенций, необходимых будущему педагогу;

– подготовка абитуриентов к централизованному тестированию;

– подготовка учащихся к предметным олимпиадам различного уровня;

– факультативная подготовка учащихся по основам психологии и педагогики;

– консультирование школьников по учебным предметам, в том числе с использованием методов дистанционного обучения;

– создание условий для  проявления и развития лидерских способностей;

 – исследовательская деятельность школьников под руководством ученых БГПУ.

В 2009 году на факультете было открыто дневное подготовительное отделение для иностранных граждан. За время его работы подготовку к дальнейшему обучению в университете прошли 250 иностранных граждан.

                

Значительная работа по подготовке абитуриентов к поступлению в университет проводится   на подготовительных курсах.

Подготовительные курсы были организованы в 1961 году в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами». Постановление обязывало довести прием студентов в педагогические учебные заведения до такого уровня, который соответствовал бы настоящей потребности школ в учителях и воспитателях; рекомендовало зачислять в педагогические институты больше сельской молодежи. В помощь абитуриентам, имеющим трудовой стаж или демобилизованным из армии, были открыты вечерние подготовительные курсы, на которые зачислялось 200 – 270 человек ежегодно.

С 1963 г. начали действовать заочные подготовительные курсы с ежегодным набором 100 человек.

С 1976 г. вводятся кратковременные подготовительные курсы, которые работали непосредственно перед вступительными экзаменами и давали возможность слушателям за 10 – 12 дней ознакомиться с требованиями и программами по предметам вступительных экзаменов, получить необходимые консультации, оценить свои возможности и сделать окончательный выбор.

В 2005 г. изменились формы проведения вступительных экзаменов в вузы Республики Беларусь. На подготовительных курсах произошло расширение видов платных образовательных услуг для различных категорий учащихся: организована подготовка абитуриентов к сдаче централизованного тестирования; вступительных испытаний; компьютерное тестирование по различным учебным программам и основам выбора профессии;  обучение учащихся 9-х и 11-х классов по подготовке к поступлению в средние специальные учебные заведения. Многие преподаватели университета работали и работают на подготовительных курсах. Ежегодно на подготовительных курсах готовятся к поступлению в вузы и средние учебные заведения около 1000 человек.

Организацию учебно-воспитательного процесса на факультете осуществляет кафедра методики преподавания интегрированных школьных курсов, которая получила такое название в 1994 году, что наиболее удачно отражает содержание ее работы.

Важным результатом работы кафедры явилось проведение в ноябре 1992 года Республиканской научно-методической конференции «Совершенствование форм и методов профессиональной ориентации и довузовской  подготовки молодежи». В работе конференции участвовали известные ученые, ведущие методисты и учителя из Белоруссии, России, Украины, Литвы и Польши. Решения, принятые конференцией, определили новые направления в работе кафедры.

Характерной особенностью работы кафедры в 1993 году явился переход преподавания общешкольных предметов на белорусский язык. Постановлением Совета факультета довузовской подготовки для преподавателей кафедры были созданы курсы по изучению белорусского языка и литературы.  С целью подготовки наиболее способных слушателей дневного подготовительного отделения по специальности белорусский язык и литература была создана экспериментальная группа для поступления на второй курс факультета белорусской филологии. Слушатели этой группы успешно выдержали эксперимент и сразу поступили на 2-ой курс университета.

Для улучшения методической работы (прежде всего издания научно-методической литературы) на кафедре были организованы две секции: гуманитарных и естественных наук. Для материально-технического и методического обеспечения учебного процесса на кафедре был создан методический кабинет. В настоящее время в методическом кабинете собраны необходимые методические пособия и учебная литература по общеобразовательным предметам, созданы аудио и видеотеки для занятий по истории, биологии, педагогике, физике, кабинет является центром самостоятельной подготовки учащихся.

Одним из главных направлений работы кафедры становится подготовка слушателей факультета к переходу на вузовские формы и методы обучения. В учебные планы преподавателей в качестве учебной нагрузки вводятся коллоквиумы, контролируемая индивидуальная и самостоятельная работа слушателей, зачеты и лабораторные работы. 

В 1993 году впервые в Беларуси на факультет довузовской подготовки был осуществлен набор слушателей в группу адаптации инвалидов. Начиная с 1993 года, обучение в группе адаптации прошли 85 слушателей.

Рубеж тысячелетий совпал с проведением реформ образовательной системы Республики Беларусь. Основными направлениями преобразований явились повышение развивающей и воспитывающих функций образования, использование инновационных методов и средств организации процесса обучения, реализация идей гуманизации содержания образования, разработка системы непрерывного образования, разработка системы непрерывного образования.

Происходящие изменения всей системы обучения потребовали новых подходов и к системе довузовской подготовки. Приоритетным направлением в работе кафедры становится методическое обеспечение учебного процесса, включение в учебные планы и программы основ университетского обучения.

Преподаватели кафедры активно включились в работу по созданию учебников, учебно-методических и учебных пособий по общеобразовательным предметам.

В 2000 году в издательстве «Вышэйшая школа» вышло из печати учебное пособие по физике, которое было допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для слушателей факультетов довузовской подготовки высших учебных заведений (доцент Луцевич А.А., доцент Яковенко С.В.). Научно-методическим центром учебной книги и средств обучения Министерства образования Республики Беларусь в качестве пособия для слушателей факультетов довузовской подготовки был рекомендован и вышел из печати в 2000 году сборник задач по алгебре и началам анализа (доцент Кибалко П.И., доцент Костюкович А.И., доцент Костюкович Н.В., Ладутько Л.В.).

В соответствии с программными материалами  преподаватели кафедры выпустили  учебно-методические пособия по развитию речи, синтаксису русского языка, биологии, истории Беларуси, белорусской литературе.

За последние 5 лет преподавателями факультета издано 15 учебных пособий для вузов и школ (в том числе с грифом Министерства образования Республики Беларусь – 7), опубликовано 75 научных статей, 15 программ.

Факультет с оптимизмом смотрит в будущее. Он занимает достойное место в системе  непрерывного педагогического образования и ставит своей целью дальнейшее повышение эффективности процесса обучения, поиск новых форм и методов профессиональной ориентации молодежи на педагогические профессии.